Объявление

Хотите приглашение на сайт? Пишите: niikto@samovarchik.info


 

В общем началось всё с этой темы: http://pravomsk.ru/showthread.php?t=27220
Виталий предложил устроить интенсив, на который тут же набралось несколько человек-желающих. Я был среди них.

Надо сказать что до этого я в мануал-режиме не снимал, и опыт у меня был как раз подходящий - то есть никакой.

Здесь я буду описывать не только сам конспект лекции, но и мои впечатления.

Еще сразу оговорюсь - не многие из читателей всё поймут и смогут этим пользоваться. Поэтому пусть эта статья послужит своего рода рекламой к тому, чтобы появились желающие сходить к самому мэтру Мельниченко. От него непосредственно Вы получите много больше.

Ну, теперь поехали.

Из записавшихся 9 человек пришли только 5, ну это как обычно.
Мы собрались в классе, подождали дежурные 15 минут, и приступили к занятию. Василий познакомился с нами всеми и предложил для начала каждому рассказать о себе, и о своём опыте в фотографии. О том, какие вопросы уже есть у каждого из нас.
Это было неожиданно, т.к. настрой был что сейчас начнут читать теорию и я буду зевать. Был приятно удивлён, т.к. Василий не читал ничего по бумажке, и по сути - импровизировал, в зависимости от поведения учеников.

Пришлось задуматься и включаться в действо. Тут сделаю отступление, потому что многим кто только что купил зеркалку, я думаю будет знакома ситуация и проблемы выбора меня сейчас мучающие.

Дело в том что я купил хорошую тушку Nikon D200 и довольно простецкий объектив для неё - Nikkor 18-135 F/3.5-5.6
И теперь подумываю что мне не хватает возможностей этого объектива. Еще замечу что после лекции я понял что и не мог задать правильных вопросов, потому что многого просто не знал. А задавать вопросы надо было так: вот у меня плохой объектив и с ним получаются посредственные фотки, как снимать им лушче?
И только после этого - как добиться еще лучших фотографий на другом объективе. Но об этом позже...

У остальных вопросы были примерно правильного характера - как лучше снимать на то что уже есть у них, или что лучше приобрести чтобы снимать хорошо. В общем обычные вопросы новичков в фотографии.

Затем мы стали слушать  а Василий - диктовать базовые понятия:

Выдержка - время которое свет попадает на плёнку (или другой фотоэлемент).

Экспозиция - засветка, иначе говоря это верная передача деталей в светах и тенях.
Отсюда, недодержка - потеря деталей в тенях; передержка - потеря деталей в светах

Солнце - идеальный источник света, т.к. светит всегда одинаково. Если прибавить свет фонаря к солнцу - ничего не изменится.


Чувствительности
ISO - международный институт стандартов (ASA - американский, их уровни чувствительности совпадают).

В любой системе есть базовая(средняя) чувствительность. у ISO это 100 единиц. Больше, 200 это средняя, 400 и 800 это высокая, а 1600, 3200, 6400 - сверхвысокая.
50 и 25 - низкая чувствительность, 12 - для копирования а не для фото.

Немецкая - в динах (попадается на плёнке AGFA). там 100ISO = 21Din, 200ISO = 23Din

ГОСТ - Русская система.  там базовая - 64 единицы. Ряд: 32,64,130,250,500 сделано так чтобы завязать на стандартные выдержки тогдашних фотоаппаратов. Василий сказал та система умирает, а жаль.

Чувствительность помогает преодолеть недостаток освещённости но это всегда компромисс: у высокочувствительной плёнки крупнее зерно (у цифры - шумы), снижена резкость, падает контраст, зато больше тональность. Потому что чувствительные элементы восприимчивее к цветам. Т.е. с возрастанием ISO растут тональность и цветопередача.

Резкость - граница между чёрным и белым.

Критерий: Если снимок 18х23 см на расстоянии 25 см выглядит резким, значит это нормальный снимок.

Теперь мы можем выбирать чувствительность под задачу: высокая чувствительность - спорт режим. А елси снимаем неподвижное и мало света, лучше использовать штатив и обойтись достаточным ISO.

Диафрагма

Изначально была придумана чтобы отсекать аберрации (искажения) по краям кадра

линза-схема падает свет.PNG
167 x 98   |   1.17 KiB   |   Скачано: 889   |   Комментарии (0)
Диафрагма была придумана чтобы отсекать аберрации по краям кадра

Как видно на рисунке - прямо падающий свет так и проходит дальше, а на краю линзы криво падающий свет после прохождения линзы продолжает криво. Кольцо диафрагмы отсекало такие лучи на краю линзы, закрывая световое отверстие.

Время экспозиции - время за которое затвор позволяет проникать свету на фотоэлемент.

Чтобы компенсировать уменьшение отверстия, когда прикрыли диафрагму - увеличиваем выдержку.  И наоборот - открыли диафрагму - уменьшаем выдержку.

Обозначения на аппаратах:
1/2 сек обозначается  - 2 или 0''5
минута - 1'
1'' - сек.
А если без апострофов - то это доли секунды.


Затворы бывают фокальный (шторо-щелевой) и центральный (внутри объектива). Центральный не способен на выдержки быстрее 1/500 сек.



Экспозиционная ступень - изменение уровня освещённости в 2 раза.


Диафрагма - относительное отверстие. Относительно фокусного расстояния.

идеальная фокальная точка.PNG
302 x 184   |   3.12 KiB   |   Скачано: 1206   |   Комментарии (0)
Идеальная фокальная точка расположена на пересечении лучей в камере обскура

На рисунке видно что идеальная фокальная точка расположена на пересечении лучей в камере обскура (И у человека кстати тоже изображение мира перевёрнуто, а наш мозг додумывает и переворачивает его обратно). Она может быть за объективом или внутри него.

Так вот расстояние от светоприёмника до идеальной фокальной точки и есть фокусное расстояние.

При одинаковом значении диафрагмы разные объективы пропустят одинаковое количество света.

Записывают диафрагму так: например 1:4 пишут просто 4, а 1:1,4 - пишут 1.4.


Экспозиционная ступень

Фотографируя в ясный солнечный день при диафрагме 16 необходимо установить выдержку, значение которой равно номиналу чувствительности плёнки или матрицы.

Чистое небо, солнечно, объект освещён. Вобщем дговоримся что когда я не могу смотреть на солнце (жмурюсь) - это день. Остальное - утро/вечер.

т.е. при ISO 100, диафрагме 16 в солнечный день надо ставить выдержку 100 (125).

Таблица корректировки относительно ясного солнца

пронумерованы - экспозиционные ступени:

1. солнце.
2. перистые облака
3. кучевые облака
4. сплошная облачность
5. тучи
6. осадки

Кстати зимой на рассчётную диафрагму берем не 16 а 22, т.к. снег отражает свет и последнего много больше (т.е. на одну ступень ниже).

т.е. пример: Если мы выходим на улицу а там сплошная облачность (т.е. равномерное небо и солнца вообще не видно), чувствительность у нас 100, то выставляем диафрагму 16, а выдержку 100, оптом делаем по таблице поправку: между солнечной погодой и сплошной облачностью 3 ступени - вот на эти 3 ступени и меняем выдержку - ставим не 100(125) а 15.
Тогда мы получим нормальный снимок с проработанными деталями в тенях и светах (если конечно объект съёмки неподвижен).


Экспонометр
В условиях искусственного освещения работает правило солнечного дня.

Экспонометр измеряет количество света. Ручной плох тем что получает весь свет а не тот свет который отражается от объекта. Поэтому все современные фотоаппараты оснащены TTL/LTL/TL-экспонометром который измеряет только свет прошедший через объектив.


Режмы

P - программный. Можно задать ISO, можно задавать экспокоррекцию.

S(t) - приоритет выдержки. Можно задать ISO, выдержку, экспокоррекцию)

A(f) - приоритет диафрагмы. Можно задать ISO, диафрагму - тогда аппарат сам подберёт необходимую выдержку.

M - ручной режим. И именно в нём Василий рекомендовал нам снимать далее. А когда мы все засомневались, он показал и объяснил в чём минусы встроенного экспонометра.


Итак, нам необходимо присутствие деталей в светах и тенях. Для этого Ансел Адамс придумал 10-зонную систему экспозиции.

чтобы показать что она нам необходима, Василий попросил меня снять белый лист полностью закрывающий кадр (это было в условиях комнаты). А затем он просил снять черный коженный диван. Каково же было наше всеобщее удивление, когда и тот и другой объекты оказались в итоге очень похожего серого цвета. И белый лист и чёрный диван!

тогда мы стали записывать таблицу 10 зон экспозиции:


1. Абсолютно черный тон. Это оконные, дверные проёмы, арки в зданиях на которые мы смотрим из ярко освещённого пространства (солнечный двор, ктото открыл подъезд - там ничего не будет видно, т.к. тон мы воспринимаем в сравнении).

2. Чёрный тон без признаков деталей. Это самая глубокая тень.

3. Не совсем чёрный. Это чёрный мех, детали чугунного литья.

4. Детали на черной одежде, волосах. Это кепка, сапожки и т.п.

5. Тёмная листва, мокрый асфальт, кора деревьев, тёмная кожа (индусы).

6. 18-20% серого. Нормальная, слегка потемневшая кожа, листва деревьев, асфальт, строение из камня, красного кирпича.

7. Светлая кожа,  пшеничные поля, синее небо, жёлтый песок, газетный лист.

8. Последние признаки цвета. Это серебристые, бледно-жёлтые, -зелёные, -бежевые тона; машинописная страница, снег.

9. Детали на белом. Белая скатерть, подвенечное платье, белая рубашка.

10. Абсолютно белое без признаков деталей. Залитый солнечным светом сюжет. Не точные цвета в кадре, передача деталей которых не требуется. Блики.


Так вот, встроенный экспонометр (и электроника на его основе) все пытается уложить в 6-ю зону, где 18-20% серого. Именно потому и получились два противоположных объекта серыми.
белый лист

белый лист.jpg
600 x 403   |   37.84 KiB   |   Скачано: 2256   |   Комментарии (0)
Белый лист

и серый диван

диван серый.jpg
600 x 403   |   64.99 KiB   |   Скачано: 1433   |   Комментарии (0)
Серый диван

Когда Василий попросил меня посчитать сколько шагов от 6-й зоны на самом деле занимает диван, получилось что диван в 4-й зоне.

диван чёрный.jpg
600 x 403   |   59.44 KiB   |   Скачано: 1021   |   Комментарии (0)
Правильно экспонированный чёрный диван

Я отнял две экспозиционных ступени и снял - диван стал правильно-чёрным.

Здорово!


В качестве объекта экспозамера надо выбирать то, что можно идентифицировать (а ещё лучше чтобы оно было равномерным). но оно должно быть ближе к объекту и как можно ближе к условиям освещения объекта.

Например когда на занятии Василий и Юля встали у стены и были объектом съёмки а мы их снимали, и пытались сделать это правильно.

на снимке ниже видно что стена увешана мелкими картинками и нам надо было выбрать равномерный кусок которые не занят ими. Загвоздка была в том что уже на 15 сантиметров правее от Василия и Юли освещённость была совсем другая, поэтому мы подбегали, почти упираясь в стену, делали экспозамер (полунажимали спуск затвора) и после этого уже отходили, корректировали по таблице - добавляли экспо-ступени и снимали.

вот так примерно это выглядело:

люди объект съёмки в помещении.jpg
600 x 403   |   62.71 KiB   |   Скачано: 862   |   Комментарии (0)
Объект съёмки

это объект съёмки

замер на равномерном покрытии.jpg
600 x 403   |   72.65 KiB   |   Скачано: 797   |   Комментарии (0)
Замер на равномерном покрытии

это - замер экспозиции по куску стены в максимальной близи (т.е. в таких же условиях освещения) к объекту съёмки

смотрим что получилось.jpg
600 x 403   |   65.01 KiB   |   Скачано: 804   |   Комментарии (0)
Смотрим что получилось

это - смотрим что получилось и обсуждаем - какая кожа у кого - у кого то 5 а у кого то 6 (тоесть даже пересчитывать не надо).



Объективы

Различаются по светосильности:
A - Сверх светосильные с максимальной диафрагмой от 1 до 2 включительно
B - Светосильные с F от 2 до 4
C - не светосильные с F больше 4

Светосила - максимальный диаметр отверстия. Одинаковый сюжет можно снять быстрее на светосильном.

Глубина резкости

ГРИП - Глубина резкости изображаемого пространства.

Фотография двумерна, но есть иллюзия протяженности пространстав в глубину.
Т.е. у пространства есть передняя резкая граница и задняя резкая граница.


Что влияет на ГРИП:
1) Диафрагма - чем меньше диафрагма, тем больше ГРИП. Больше раскрыта диафрагма - уменьшается ГРИП.

2) Расстояние до снимаемого объекта. Чем ближе объект, тем меньше ГРИП и наоборот, чем обект дальше- тем больше глубина резкости.

3) Диагональ кадра.
Объектив даёт картинку круглую, в кадр забирает какой-то вписанный в этот круг прямоугольник. Чем больше фомат кадра, тем круг нерезкости больше и ГРИП меньше.

Поэтому, кстати на сотовых телефонах с их супер-маленькими сенсорами и объективами совсем нет размытия.
У "кропнутого" фотоаппарата ГРИП больше.

4) Фокусное расстояние объектива. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше ГРИП (охват).
Поэтому длиннофокусные объективы - хорошие портретники- у них есть размытие.



Объективы есть:

Сверхширокоугольные
Широкоугольные
Нормальные
Длинно-фокусные
Теле-объективы


первые и вторые - с малым фокусным расстоянием, а 4-е и 5-е - с большим.

Нормальные объективы передают пространство, перспективу как это видит человеческий глаз.

Сверширокоугольные разворачивают пространство: Если объекты в одной плоскости, они разъедутся. У таких объективов бывает два вида искажений: подушкообразные  и бочкообразные.
Такие объективы позволяют создать внутреннее напряжение, скорость - т.к. мы так не видим.

Длиннофокусные объективы - можно оказаться ближе, меньше входит в кадр. Объекты жмутся друг к другу, за счёт чего происходит размытие.



Баланс белого

Цветная плёнка только 2 типов: для дневной съёмки и для искусственонго света.
С цифрой возможностей больше, но светочувствительнй элемент ЦФК передаёт 250 тыс. оттенков, а негатив - до 6-ти миллионов оттенков.

Все цвета видимого света в сумме дают белый цвет.
Белый отражает все цвета спектра, а, скажем синий отразит  только синий.

Если посветить на синий стул синим - отразится белый (для человеческого глаза).


Есть две системы цветовых температур:

Кельвины - похожи на фаренгейты
Система Майнрида - похожа на цельсии.

Утвердилась система Кельвина.


Каждой части спектра соответствует своя цветовая температура.

У Лампы дневного цвета - усечён в сторону зелёного.
У лампы накаливания - в сторону ёлтого.


У разных фотоаппаратов разные обозначения программ балланса белого:


солнышко - это означает дневной свет.

облачко - облачно, добавит желтого.

домик с тенью - тень, добавит еще больше жёлтого

лампочка - искусственное освещение аля "лампа Ильича", у всех таких ламп разная мощность, у 100Вт - одна температура цвета, у 500 - другая.

прямоугольник с черточками вокруг - лампа дневного цвета. Бывают с цв.температурами 3200 (жёлт), 4000 (зелён) и 5400 (чуть зеленоватый) кельвинов.  У солнца - 5500К.
Как сказал Василий - либо забирайтесь на верх со стремянкой и смотрите температуру, либо дорогущее измерительное оборудование.

Поэтому последние 3 можно просто не использовать.

еще есть значок молнии - это про вспышку, которая даёт цвет 5500К, но зачем он нужен, ведь есть первый значок, который делает то же самое - он рассчитан на 5500К :)

и последний - PRE (у никонов) или квадратик в треугольниках у кенонов - это ручной баланс белого.
Надо взять белый лист и "отбиться по белому". При этом лист надо поворачивать к источнику света а не перекрывать последний. Надо полностью занять кадр листом.

Василий сказал: когда переходите в другое помещение, не забудьте снова "отбиться по белому".


еще мы пробовали снимать в контр-свете, но это уже другая история

контр-свет.jpg
600 x 403   |   108.47 KiB   |   Скачано: 1316   |   Комментарии (0)
Снимаем в Контр-свете

картинки кликабельны.

Интересно)ждём красивых фото ;)

если не сложно, поясните вот этот абзац:
"Когда Василий попросил меня посчитать сколько шагов от 6-й зоны на самом деле занимает диван, получилось что диван в 4-й зоне."

Валентин, диван попадает в 4-ю зону таблицы:

4. Детали на черной одежде, волосах. Это кепка, сапожки и т.п.

про размытие (боке), понятно что оно сильнее проявляется с увеличением фокусного расстояния (при прочих равных условиях).

вот пример - сравнение 20мм и 50мм на одинаковой диафрагме (2.8):
0_9c357_3a6e3514_XL.jpg
http://fotki.yandex.ru/users/i-hero-in/view/639831/
хорошо видно что при увеличении фокусного расстояния, размытие сильнее

про приёмы съемки и кнопку AF-L/AE-L http://radojuva.com.ua/2012/11/knopka-af-l-ae-l/

тренажер блокировки фокуса: http://photo-monster.ru/books/read/tren … okusa.html

 

Дизайн сайта отсутствует
оформление: Группа «САМОВАРчик»

[ Сгенерировано за 0.015 сек, 9 запросов выполнено - Использовано памяти: 2.09 MiB (Пик: 2.16 MiB) ]